Евгений Пригожин: Я способен самостоятельно защищать «Вагнер» от нападок противников. Известный бизнесмен рассказал, почему не видит необходимости принимать специальный закон о частных военных компаниях
Сообщения о том, что Евгений Пригожин является создателем группы «Вагнер», появились в СМИ в конце сентября. В частности, ТАСС ссылался на комментарий от имени бизнесмена, опубликованный компанией «Конкорд» на ее странице во «ВКонтакте». Пригожин в 2014 году создал «группу патриотов», которая впоследствии получила название «Батальонная тактическая группа «Вагнер». В очередных попытках создать правовое поле для работы частных военных компаний нет необходимости, так как их руководство способно самостоятельно позаботиться о своих бойцах. Об этом Евгений Пригожин рассказал «Парламентской газете».
— Евгений Викторович, в этом году депутаты Госдумы вновь выступали с идеей законодательно урегулировать деятельность частных военных компаний. Как вы относитесь к идее легализации ЧВК в России?
— Я не вижу острой необходимости в легализации ЧВК в России.
— Авторы законопроектов разных лет ссылались на то, что сотрудникам ЧВК необходимо страхование, пенсии и другие социальные преференции, доступные, например, контрактникам. А как это обеспечивается сейчас?
— Страхование и пенсия сотрудников ЧВК предусмотрена по контракту. Это дело их работодателей, в частности, таких, как я.
— В Telegram-канале группы «Вагнер» был пост, что его сотрудники не считают себя наемниками. Вы ранее писали, что они — основа русского патриотизма. И все же группа «Вагнера» — ЧВК, ЧОП или что-то еще в российском правовом поле?
— Не понимаю, о каком Telegram-канале вы ведете речь. Однако для того, чтобы определить, наемники или нет, надо прояснить, что вы имеете в виду под этим словом. Человек, который копает яму, он наемник или нет? Человек, который идет защищать свою Родину из чисто идеологических соображений, он имеет право получить денежную компенсацию на содержание его семьи или он должен пустить ее по ветру? Это ответ на ваш вопрос.
— Вы стремитесь защитить «Вагнер» от нападок противников. Так, может быть, имеет смысл создать отдельную правовую категорию для их работы?
— Я способен самостоятельно, как и ранее, защищать «Вагнер» от нападок противников. Не вижу целесообразности, как уже сказал вам в первом вопросе, делать какую-либо правовую основу.
— Как вы считаете, почему люди приходят в ЧВК, а не на службу по контракту?
— Каждый сам принимает решение, куда ему пойти — в ЧВК «Вагнер» или по контракту, и то, и то должно уважаться обществом.
— Как отсеивают тех, кто приходит в «Вагнер» исключительно за деньгами или в наивном поиске романтики?
— В ответе на этот вопрос я хочу спросить у вас: почему вы решили, что есть только две категории — романтика и деньги? Есть любовь к Родине, патриотизм и стремление сделать что-то доброе и важное в своей жизни. Поэтому оба ваших критерия — это минимальное количество людей, которые приходят в ЧВК «Вагнер». 90 процентов из них — патриоты значительно с более большей буквы «П», чем многие лидеры общественного мнения, которые кричат об этом с трибун.
История длиною в полвека
Частные военные компании — это коммерческие структуры, которые занимаются выполнением боевых задач в интересах какой-либо страны, когда прямое использование официальных вооруженных сил экономически невыгодно или повлекло бы за собой политические конфликты с другими государствами.
Как правило, в ЧВК набирают бывших военных либо сотрудников спецслужб. Обученные подразделения занимаются охраной различных стратегических объектов и людей, обучением солдат, обслуживанием военной техники за границей, а также могут помогать местному населению и собирать развединформацию.
Известные ЧВК существуют с середины XX века. Первая из них — Watchguard International — была создана в Британии в 1967 году и выполняла разнопрофильные задачи на Ближнем Востоке и в Африке.
В 1974 году Vinnell Corp, принадлежащая американскому военно-промышленному конгломерату Northrop Grumman (производит различное вооружение, например атомные авианосцы), получила контракт на подготовку национальной гвардии Саудовской Аравии и защиту месторождений нефти в стране. Это стало одним из первых случаев работы ЧВК с официальными властями.
При этом хоть как-то регламентировать деятельность частных военных компаний начали только в 1999 году, когда командование армии США FM-100-21 установило правила взаимодействия военных и сотрудников ЧВК на поле боя.
Легализовать не удалось
Подумать над легализацией и регулированием ЧВК в рамках российского законодательства еще в 2012 году призывал Владимир Путин, занимающий в то время должность премьер-министра. В 2014 году аналогичные предложения звучали на фоне событий в Донбассе, а в 2018 году с учетом опыта Сирии глава МИД России Сергей Лавров указал на необходимость корректировки законов для того, чтобы сотрудники ЧВК находились в правовом поле и были защищены.
Тогда эту идею поддержали первый зампред Комитета Госдумы по бюджету и налогам Михаил Щапов (КПРФ), председатель Комитета Госдумы по промышленности и торговле Владимир Гутенев («Единая Россия»), руководитель фракции «Справедливая Россия — За правду» Сергей Миронов и его заместитель — зампредседателя Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Михаил Емельянов.
Депутаты разработали законопроект, позволяющий привлекать сотрудников ЧВК к участию в контртеррористических операциях за рубежом, к защите суверенитета союзнических государств от внешней агрессии, а также к охране важных объектов инфраструктуры. Работать такие компании должны были на основании лицензии Минобороны.
Предлагалось разрешить ЧВК сотрудничать только с российскими госорганами, а также с зарубежными легитимными правительственными и международными организациями. При этом запрет на участие в боевых действиях на стороне одной из противоборствующих сил сохранялся.
Работу в ЧВК хотели включить в трудовой стаж и распространить на сотрудников компаний различные социальные гарантии, в том числе обязательное страхование.
Тогда Правительство составило отрицательный отзыв на предложенный законопроект, и он так и не был вынесен на рассмотрение в парламент.
В марте этого года фракция «Справедливая Россия — За правду» опять предложила урегулировать деятельность ЧВК.
«Сегодня мы видим, как бойцы частных военных компаний помогают выполнять государственную задачу на территории Украины. Значит, должны быть формы их легализации, регулирования и помощи», — отметил глава фракции. Предполагалось, что ЧВК смогут в том числе защищать интересы россиян за рубежом, выполнять охранные функции сотрудников российских компаний в других странах и способствовать снижению террористической угрозы.
Однако до рассмотрения в Госдуме этот законопроект тоже не дошел.